Утро, дождик, едем

Уй, шесть часов, надо вставать. Какое там "доброе утро". Темень. Умылся, выпил кофе, схватил сумку и на работу. Вышел из подъезда. Гадость то какая! Мелкий, противный, моросящий, толи туман, толи дождик. Где телефон? На холодильнике остался. У-у-у! Сходил за телефоном. Брелок. Кнопку нажал. Какая сволочь эта птица! Прям по центру крыши! Ручка двери. Что-то щелкнуло. Открыл. Заорала сирена. Черт, сигналка ждать устала. Да уж, утро задалось. Поехали. Радио. Хоть тут что-то интересное. Футбол - продули, но все-равно, молодцы. Сейчас налево. Чтож так светишь, гад! О, "Дюна": "Если б было море пи-ива...". Еслиб было! Так, слева чисто, справа - далеко, поехали! Ай! Блин! То-ормоз-з-з! Ты откуда нарисовался! Капюшон сними, придурок! Что, зебра? Ой! Не задел? Ну ладно. Извини! Что гудите! Да пошли вы ...! Бывало такое? Наверное, да. Разберем по полочкам? Попробуем. Но начнем с конца. Почему не заметил пешехода? Смотрел направо, искал просвет на дальней полосе. Правильно, но лишь отчасти. Зачастую водитель, убедившись в возможности совершения маневра, мельком фиксирует, заранее известное ему, отсутствие помехи слева и стартует, поскольку мысленно уже "находится на траектории" пересечения перекрестка. В условиях темноты и дождя появляются два дополнительных физиологических фактора, которые на интуитивном уровне не учитываются. Первый - световое воздействие. Зрение устроено таким образом, что раздражители определяются лишь в определенном диапазоне. Поэтому, предметы человек видит лишь в том случае, когда они достаточно освещены. В данном примере свет фар поднял планку восприятия яркости слишком высоко, поэтому неосвещенный объект - пешеход, водителю физически не виден, пока не попал в свет фар его машины. Что делать? Выход один - не спешить. "Не едь быстрей, чем видишь!" - говорил мой инструктор. Второй фактор - рассеивание света. В дождь значительная часть бокового сектора обзора кажется наблюдаемой, хотя на самом деле абсолютно не видна. Блики света в каплях на стеклах создают мерцающий фон, который, с одной стороны, повышает все тот же уровень воспринимаемой яркости объекта, а с другой - игнорируется сознанием, поскольку абсолютно не информативен. В результате у человека формируется образ отсутствия объектов в боковом секторе зрения, хотя, на самом деле, там находится объект пониженной яркости. Кроме рассмотренного примера, это очень опасно при движении задним ходом и при движении в дождь по скоростным трассам. В последнем случае не фиксируются автомобили, идущие сзади без яркого света, либо на удалении, когда отметка их фар сопоставима по размерам с бликами. Что делать? Спасает применение дефлекторов и обогреваемых зеркал. Крайне опасна - тонировка. Недаром во многих странах запрещено снижение светопропускной способности треугольников, обеспечивающих обзор зеркал. Тонируется все стекло, кроме этих участков. Все вышесказанное может преодолеть человек, способный перепроверять работу подсознания в сложных ситуациях. В рассмотренном примере водитель еще "не проснулся", растроен утренними неудачами и вообще отвлечен - радио слушает. Что делать - ответ очевиден. Но многие ли способны принять решение в интересах безопасности. К сожалению не всегда. Но, предупрежден, значит - вооружен. Может быть, эта зарисовка кому-то поможет. Удачи на дорогах. Павел 989 Ваше мнение? http://www.logan-club.ru/forum/viewtopic.php?f=65&t=13984