Рено Маяковского

РЕНО Владимира Маяковского. В декабре 1928 года границу Р.С.Ф.С.Р. пересек деревянный ящик с легковым автомобилем Renault. На первый взгляд в этом не было ничего необычного. Советы закупали у французов такси и автобусы. Если бы не одно обстоятельство. Получателем машины выступал... Владимир Маяковский. В 1928 г. Владимир Маяковский привез из Парижа Renault NN. Упреки за то, что он "обуржуазился" Маяковский парировал стихотворением "Ответ на будущие сплетни": "Не избежать мне сплетни дрянной, Ну, что ж, - простите, пожалуйста, Что из Парижа привез "Рено" А не духи и галстук" . Став таким образом пионером автомобилевладения среди русских поэтов. Впрочем, первым, кто затронул новое начинание в своем творчестве, следует считать Игоря Северянина: «И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,/Жизнь доверьте вы мальчику в макинтоше резиновом...» От собратьев по цеху, тех, кто передвигался «дох да тих, на разных кобылах-выдрах», Маяковскому крепко достанется. Иначе не появился бы его знаменитый «Ответ на будущие сплетни», в котором он попытался оправдать тягу к тихим бытовым радостям. А тут еще эта «реношка», серенький Renault NN1. Причем Маяковский вовсе не собирался покупать автомобиль. Но его сердце схвачено стальными оковами Лили Брик – той, кто в официальной биографии представлена его музой «Неужели не будет автомобильчика!» – канючит муза. И рупор революции носится по Парижу, где-то пытается прочесть лекцию, где-то – протолкнуть пьеску, экономит на еде. Наскребает и назарабатывает денег. Выискивает авто в дешевом исполнении. . Поступок поэта шел вразрез с теми ценностями, что декларировала власть. Обычная на первый взгляд ситуация разрастается до масштабов небольшой трагедии. Маяковский мучим противоречиями. Он, трибун пролетарствующих голодранцев, неожиданно становится собственником, и чего – ¬автомобиля. Разят желтизною/Из медных глазниц/ Глаза – не глаза,/ А жуть!/ И целая улица падает ниц,/ Когда кобылицы ржут. Он большой талант. Он очень точен в деталях. «Желтизна медных глазниц» – вовсе не простая метафора, как может показаться. Фары французских машин получали ¬желтый отражатель, чтобы в темноте отличать их от немецких – авто извечного врага. Только вот со знаниями машин у Мая¬ковского туговато Он даже не научился править. Это все Лили Брик – она и водителей подыскивала, и «Свидетельство на право управления транспортным средством» за № 10307 получила. Но пробивал все – и разрешение на приобретение в Учетно-лицензионном отделе Наркомторга, и согласие на перевод для работы «у нас» шоферов, и запчасти – он, поэт . Почему же именно Renault? Renault дороже Citroёn – 19 200 франков. Или в золотых червонцах: «Две тыщи шестьсот бессоннейших строк / В руле, в рессорах и в спицах». И все же – Renault. Причем опять же по самой что ни на есть житейской причине. «Ситроенов» в Москве было не так много, как Renault. 120 таксомоторов Renault KG определили выбор. случись что, машину легко можно было починить в любом таксопарке Причем Маяковский – вот горе-то! – не смог наскрести даже на машину класса московского таксомотора, а довольствовался самой дешевой моделью. Как и другие Renault, машина Маяковского была собрана руками русских эмигрантов квартала Биянкур Подлинная драма поэта заключалась в том, что на рубеже 30-х годов он давно уже не чувствует себя «советским заводом, вырабатывающим счастье». Его выставки бойкотируют, пьеса «Баня» признана мещанской и заклеймена. Машина? Власть десятками закупала роскошные «роллс-ройсы», Товарищи, вы видели «ройса»? «Ройса», который с ветром сросся. А когда стоит – кит. А по Москве ездила, в те редкие часы, когда не стояла в ремонте, скособоченная серенькая Renault, лишь в устах завистников ставшая «роллс-ройсом». Редко с самим Маяковским. Шофер был подобран Лили с иезуитским расчетом – в профиль вылитый Владимир Владимирович. В старых романах писали, что наемный шофер никогда не упускал своей выгоды. И в руках вчерашнего таксиста товарища Афанасьева дешевый Renault превратился в прожорливого Молоха: поршневые кольца менялись дважды в год, постоянно летело сцепление, водяной насос, клапаны, рессоры. Да трудно было русскому поэту в те годы содержать и машину и любовницу да ещё таксиста товарища Афанасьева.Разрывался между трех огней, и вот результат.Не вынесла душа поэта…. А будь в те годы не Renault NN1 ,а Renault-Logan со своей надёжной подвеской, экономичным мотором, замечательным сцеплением, крепким кузовом, да ещё и двухлетней гарантией. Душа поэта радовалась бы и пела, как поёт у тех, кто пересаживается на наш Логан с россавтопрома. Нет, ни одного разочарованного, этим приобретением. И Маяковский бы был доволен. И ещё много бы написал замечательных произведении, в которых наверняка бы расправился с помощью своей хлёсткой сатиры с нерадивыми дилерами. А за одно и со всеми критиками Рено. Но увы этому не суждено было сбыться , Пройдёт ещё 75 лет, прежде чем первый Рено-Логан сойдёт с конвеера бывшего АЗЛК. 14 апреля 1930 года Маяковского нашли с пулей в голове, а ведь всё могло бы быть иначе. Andrey_M По материалам мужского журнала GQ. http://www.gq.ru/choice/auto/news/77198/) Пожалуйста, оставьте Ваш отзыв здесь: http://www.logan-club.ru/forum/viewtopic.php?f=65&t=13960